Главная

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе

08.jpg

Крестный путь Спасителя

Весь земной путь и служение Господа Иисуса Христа являются для христиан первообразом истинной жизни в Боге. Но особенного молитвенного внимания, благоговейного трепета и духовных переживаний заслуживают воспоминания о последних днях земной жизни Спасителя, наполненных одиночеством, предательством, Его несоизмеримыми страданиями и распятием на Кресте.

По слову, ныне почившего всенародно известного духовника, архимандрита Кирилла (Павлова):

«С большею, чем когда-либо, силою возбуждается в душе христианина молитвенное настроение при воспоминании о страданиях и смерти Христовых. Только тот приучается усердно молиться и приобретает дар постоянной горячей молитвы, кто часто и со вниманием останавливает свой мысленный взор на страданиях Христовых».

Святая Церковь особенным образом выделяет последние дни перед Пасхой, которые принято называть Страстной седмицей (от церковнославянского «страсть», что значит - страдание). Именно в эти дни совершаются особенные богослужения, на которых читаются и поются священные тексты, повествующие о Крестном пути Господа.

Из четырех Евангелий мы также знаем и о тех местах, в которых происходили описываемые события.

Вифания

Крестный путь Господа Иисуса Христа предваряется чудом воскрешения праведного Лазаря (Ин. 11. 1-44), которое произошло в небольшом селении на юго-восточном склоне горы Елеон в трех километрах от Иерусалима.

Название селения в переводе с еврейского означает «дом бедных» или «переправа», так как оно стояло на пути, ведущем из Иерихона в столицу. Именно здесь Спаситель с учениками останавливался перед тем, как войти в Иерусалим. Евангелисты подчеркивали особую связь Господа с жителями Вифании перед началом его восшествия на Голгофу (Мк 11. 11, 12; Мф 21. 17; Лк 19. 29). Здесь был взят осленок, на котором Спаситель въезжал в Иерусалим. Здесь же, в доме Симона прокаженного, женщина помазала главу Иисуса миром (Мк 14. 3, Мф 26. 6-7), а Мария, сестра прав. Лазаря, умастила и отерла своими волосами его ноги (Ин 12. 2-3). В Вифании Христос благословил апостолов перед Своим Вознесением (Лк. 24:50).

01.jpg
вид на Вифанию в 1899 году

Иерусалим

За пять дней до иудейской Пасхи Господь въехал в Иерусалим – древний и священный центр Святой земли, средоточие главных библейских событий, место проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа.

В Библии Иерусалим упоминается 790 раз. И в настоящее время этот город сохраняет особое символическое значение не только для иудеев, но и для христиан всего мира.

03.jpg
Современный вид на Иерусалим с горы Елеон
04.jpg
Иерусалим - худ. Воробьев М.Н. - 1836 г

Иерусалимский Храм

Иерусалимский Храм был центром религиозной жизни древнего еврейского народа. Он располагался на Храмовой горе – участку земли, который согласно Библии (2Цар. 24:18-25, 1Пар. 21:22-25, 2Пар. 3:1) царь Давид приобрел у иевусея Аравны, и на котором был возведен жертвенник Богу. Впоследствии, сыном Давида, царем Соломоном был построен великолепный Храм, разрушенный вавилонянами под предводительством Навуходоносора в 586 г. до Р.Х.

Во времена Спасителя на этом месте стоял уже так называемый Второй Храм, построенный евреями после возвращения вавилонского плена. Именно здесь, были произнесены последние проповеди Господа Иисуса Христа, изгнание Им торгующих (Мк.11:15–17) и спор с первосвященниками, старейшинами и фарисеями (Мф.21:45–46, Мк.11:18, Лк.19:47–48, Лк.20:19).

Здесь же, при Храме располагался особый зал, в котором созывался Синедрион – верховный орган политической, религиозной и судебной власти древних евреев, на котором первосвященники Анна и Каифа осудили Господа Иисуса Христа на смерть.

05.jpg
Иерусалимский Храм. Современная графическая реконструкция.
06.jpg
Н. Н. Ге - Суд Синедриона. «Повинен смерти». 1892

Сионская горница

Недалеко от дома первосвященника Каиафы, на горе Сион находилась горница (небольшое помещение), в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную Литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

07.jpg
Сионская горница. Современный вид.
08.jpg
Тайная вечеря. Фреска. Леонардо да Винчи. 1495—1498

Гефсиманский сад

Господь во время пребывания в Иерусалиме не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк 21. 37; 22. 39; Ин 18. 2). Здесь Он провел в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12).

Попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк 14. 33). Он обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк 22. 44).

Здесь Спаситель был предан Иудой Искариотом, который поцеловал Учителя, подав таким образом знак вооруженным слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48).

09.jpg
Гефсимания. Современный вид.
10.jpg
Моление о Чаше. Мозаика в соборе св. Марка, Венеция.

Лифостротон

возвышение, место в Иерусалиме, где Господь Иисус Христос предстал на суд перед Понтием Пилатом. Греч. название Гаввафа., указанное в Евангелии от Иоанна (Ин 19. 13).

Здесь располагалось «судилище» (Ин 19. 13) или «судейское место» (Мф 27. 19), с которого возглашались решения римских чиновников. Очевидно, оно представляло собой каменный помост, расположенный вблизи претории (резиденции римских наместников).

Именно на этой площадке Понтий Пилат сказал: «Се человек!», указывая на Спасителя. Затем он умыл перед еврейским народом руки – предпринял попытку снять с себя ответственность за неправедный суд. И отдал Христа на Распятие! После этого, пишет евангелист Матфей, римские воины надели на Иисуса багряницу, возложили Ему на голову терновый венец и насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! А затем повели из претории на Голгофу.

11.jpeg
Лифостротон. Современный вид.

Голгофаx

Место где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42). В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное». В Евангелии говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин 19. 20; ср.: Евр 13. 12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин 19. 41).

Вероятнее всего Голгофой первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на котором был распят Господь, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима.

В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня в христианском квартале старого города Иерусалима. Слева от Голгофы находится Алтарь Распятия, принадлежащий Элладской Православной Церкви. Этот алтарь расположен над скалой там, где был установлен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Вокруг алтаря под стеклом можно увидеть поверхность Голгофы. Под алтарём находится отверстие, чтобы паломники могли дотронуться до скалы, где стоял Крест с распятым Спасителем.

12.jpg
Храм Гроба Господня
13.jpeg
Голгофа. Алтарь Распятия